Расстановки по Хеллингеру: стоит ли подставляться?

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.

Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» — важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.

Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками...

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.

Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.constellations.ru/paper.html.

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: "А также практическое богословие". И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, "аморальных" движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: "Мама, я рада делать это для тебя". Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух "зрячей" любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной. Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.

Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).

Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется — зато проверить и опровергнуть нельзя.

Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков — даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.

Идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков — даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе.

Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи — и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..

Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение — в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем — вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.

Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» — и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?

  1. Существуют такие понятия, как эффект Барнума и гало-эффект. Именно они дают ощущение правдивости всего происходящего на расстановках. Здесь термины и ссылки даю осознанно, для ознакомления: понимание этих эффектов способно уберечь читателя от множества неприятностей.
  2. В классической психологической консультации одним из важных элементов является определение контекста проблемы. Естественно, в первую очередь рассматривается именно семья: именно она во многом определила (генетически, через воспитание, опыт и прочее) структуру той личности, которая обратилась за помощью. Зачастую семья является неотъемлемой частью заявленной проблемы. Поэтому сам факт определения семейной структуры и актуализация для клиента анализа внутрисемейных отношений способны оказать значительную помощь в видении проблемы и поиске её решения.
  3. Когда человек переживает неприятности, мечется в поиске решения проблемы, все эти процессы происходят внутри и сопровождаются, как правило, если не острой душевной болью, то достаточно сильным беспокойством и переживаниями. Вынос проблемы вовне позволяет психике клиента словно несколько дистанцироваться от ситуации, посмотреть на неё менее включённо и, как следствие, более объективно.
  4. В методике используются элементы множества действительно работающих практик, таких как транзактный анализ, арт-терапия и прочие. Кроме того, использование элементов драма-терапии помогает выразить эмоции.
  5. Многих завораживает тот факт, что «заместители» начинают себя вести очень похоже на тех родственников, роли которых им назначены. Здесь могут играть роль способность людей передавать и считывать невербальную информацию и устойчивые архетипические паттерны (например, очевидно, что «заместитель» в роли «абортированного ребёнка» будет «плакать и тянуть к родителям ручки», в роли пережившей войну бабушки будет бояться голода и прочее).
  6. А ещё помните в «Обыкновенном чуде» слова Короля:

«— Видите, что делаю? О! И самое обидное, не я в этом виноват. Правда?

Правда.

Ну иди, всё, свободен. Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тёти разные, праотцы, ну и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлёбывай их прошлое. Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и всё. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь, что просто на душе становится…» и «Зачем я его слушал! Разбудил во мне тётю, которую каждый мог убедить в чём угодно. Бедняжка 18 раз была замужем, не считая лёгких увлечений».

Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины — одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.

Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.

К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное — начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!

В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем? О_о

Иллюстрации Лизы Еленской.

P.S. Некоторые вузы, в учебные программы которых включены системные семейные расстановки по Хеллингеру:

  • Рабочая программа Кафедры общей психологии Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»: рабочая программа дисциплины «Системная семейная терапия».
  • Рабочая программа дисциплины «Клинико-психологические подходы в работе с семьей» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
  • ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», волгоградский филиал, УМК «Психология семейных отношений, консультирование и психотерапия».

P.P.S. Некоторые публикации, индексируемые РИНЦ, в которых рассматривается применение метода системных семейных расстановок по Хеллингеру:

  • Локтева Т. Павлычева Т.Н. Подход Б. Хеллингера при разрешении психологических проблем // Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты. Материалы научной конференции студентов и молодых учёных НИМБ. Научная редакция: Гуськова И.В., Шагалова Т.В. — 2015. С. 111–114.
  • Миронов В.В. Методика системных расстановок // Психология и соционика межличностных отношений. — 2013, № 2. — С. 5–12.
  • Стасенков Ю.А. Системные бизнес-расстановки: эффективный инструмент диагностики бизнес-решений // Актуальные проблемы современной науки. — 2010, № 5 (55). — С. 13-17.
  • Шахворостова Т.В. Психолого-акмеологические факторы эффективного сохранения репродуктивного здоровья женщин // Мир науки, культуры, образования. — 2015, № 3 (52). — С. 277–280.
Получить ссылку на материал

Спасибо!

Также вы можете подписаться на обновления сайта:

7 Комментариев

    Специально просмотрел обзор "Теории личности" (Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер). Практически по поводу каждой теории, кроме бихевиористов и феноменологов, отмечается явная недостаточность научного подтверждения теоретических концепций, начиная с самого психоанализа. Так что слова о том, что "к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения" очень и очень условна и отдает двойными стандартами. Что до моего мнения, слепая вера и агрессивное неверие - оба очень далеки от науки. Вот и авторы строят свое мнение на основе одного единственного эксперимента, а недостаток материала компенсируют уверенностью в своей правоте. Для журналистов это, увы, норма, но для ученых, надеюсь еще нет.
    Ответ пользователю Валерий Полукеев: Спасибо, Валерий, за комментарий!
    По первому предложению Вашего комментария выражу полное и безоговорочное согласие.
    Каким образом второе предложение следует из первого -- мне непонятно: ни о каких условностях и двойных стандартах, на мой взгляд, здесь говорить не приходится. Есть чёткие критерии научного знания. Наследие Хеллингера, так же, как и наследие пресловутого доктора Фройда, под эти критерии не подпадает.
    Вопросы веры и неверия вообще находятся вне научного поля (если они не объекты изучения, конечно).
    Автор, в данном случае, строил своё мнение на основе полученного образования, изучения специальной литературы, трудов Хеллингера и научных статей, заслуживающих доверия.
    И спасибо за проявленный интерес!
    Увидела личное мнение и несогласие автора. Не поняла чего конкретно не устроило. Ну да ладно. По-моему текст говорит только о личной эмоциональной неприязни к методу который по мнению автора не является методом психотерапии. Тоже на основании: мне так кажется и я так полагаю. :) Это не исследовательский подход, изучить метод по книжкам нельзя, как нельзя не попробовав сказать из чего лучше печь блины - на кефире или на молоке. Предлагаю обратиться например вот к этому психологу, чтобы она Вам пояснила как работает метод. http://samopoznanie.ru/trainers/natalya_petrovna_kovalenko/ Наталья Петровна Коваленко.
    Мое мнение, Вы здесь демонстрируете непрофессиональный подход, выражаете мнение без каких-то оснований, сходив на какой-то левый любительский сеанс. Это ну мягко говоря ошибочный подход к теме.
    Ответ пользователю Татьяна Шестакова: Татьяна, прочитайте, пожалуйста, всю статью внимательно, там подробно разъясняется, почему данный метод не может считаться научным. Строго говоря, мой личный опыт в данном случае пусть и иллюстративен, но вообще не обязателен. Это как с гомеопатией - вам не нужно пробовать разные гомеопатические препараты, подготовленные разными гомеопатами "на молоке и кефире", чтобы знать, что гомеопатия не работает и понимать, почему. Поэтому поход к сколь угодно большому числу "специалистов" по расстановкам в принципе ничего изменить не может.
    А если пройти по Вашей ссылке, то можно прочитать мнение Н.П.Коваленко про неэффективность расстановок по Хеллингеру.
    И да, реклама здесь неуместна.
    Добрый вечер! Вот почитайте до какого состояния доводят в «секте» Хеллингера, а потом еще и посмотрите видео, на весь экран посмотрите - на глаза, как они трагически обреченны и несчастны. И переписка и девушка на экране одно и то же лицо. Я расскажу вам о «секте» всё.... https://www.facebook.com/nataliiazavalii/posts/1246709722030714?comment_id=1247639508604402&notif_t=comment_mention&notif_id=1481273494170435
    https://www.youtube.com/watch?v=nJJg0VQJ3GM
    До какого-то момента не мог и представить, что в наше время кто-то верит в эту и в самом деле оккультную чепуху, пока не узнал, что в кругу моих близких знакомых есть, кто пользовался и пользуется такими услугами, а в чуть более далёких кругах - те, кто проходил курсы на это шарлатанство. Как показывает мой личный опыт, в метод расстановок верят те, кто верит в любое другое проявление сверхъестественного - в бога, домовых, проклятия и сглазы, иногда всё сразу. По большому счету, пока человек верит в любую из этих ересей, доказать ему злонамеренную ошибочность метода расстановки нереально - магия укладывается в картину мира этого человека и для него всё в этом методе нормально
    А я так жену потерял, когда у нас начались трудности в отношениях — она начала бродить по бабушкам и в итоге пришла на расстановки, после нескольких сеансов заявила мне, что в прошлой жизни я был её сыном, который утонул в болоте и нам пора расстаться, что люди, с которыми она этим занималась, не видят меня в будущем рядом с ней. Вот так вот. Так что считаю, что это действительно «секта», причём довольно деструктивная.

Добавить комментарий